Пеленочный дерматит

Обычная для младенцев опрелость отличается от пеленочного дерматита, при котором к опрелости добавляется воспаление. Чаще всего данный вид дерматита наблюдается у девочек или у малышей, находящихся на искусственном кормлении. Чтобы предотвратить микробное воспаление нужно соблюдать некоторые несложные рекомендации педиатра, который расскажет, как не допустить появление пеленочного дерматита, а при наличии симптомов заболевания, назначит противомикробное и противовоспалительное лечение.

Рекомендации педиатра

Для начала нужно разобраться в причинах появления пеленочного дерматита. Существует несколько факторов, которые вызывают данное заболевания, к ним относятся:

• внешние механические факторы (раздражение в результате трения одежды, подгузника или пеленки);

• физические факторы (температура и влажность помещения, где находится малыш);

• химические факторы (аммиак в моче, пищеварительные ферменты, соль желчной кислоты);

• микробные факторы.

Все вышеперечисленные раздражители оказывают механическое и токсическое влияние на очень чувствительную кожу крохи. По медицинской статистике частота возникновения данного заболевания составляет около 40-60%. То есть можно с уверенностью говорить о том, что пеленочный дерматит – очень распространенная патология.

Для профилактики дерматита у детей до года очень важен уход, потому как воспаление может начаться из-за увеличенной влажности под подгузником, недостаточного попадания воздуха, несвоевременной замены испачканного подгузника или пеленки, а также механического трения пораженных участков кожи об одежду. Остановимся подробно на такой проблеме, как своевременная смена белья или подгузника. Дело в том, что в фекалиях и моче содержится много химических веществ, продолжительное воздействие которых негативно сказывается на коже младенца. В моче, как уже говорилось раньше, содержится аммиак, а в фекалиях – липаза и протеаза. Пеленочный дерматит может наблюдаться у детей уже через неделю после рождения, а самый пик его приходится на 8-12 месяцев, так как именно в это время питание ребенка уже разнообразней. Состояние кожи улучшается вследствие приобретения защитных механизмов.

Причины пеленочного дерматита

Естественно, что не все дети поголовно подвержены такого рода дерматиту. При правильном уходе за ребенком вы снижаете риск появления недуга к минимуму. Но считается, что есть дети, предрасположенные к дерматиту. Это заболевание способно рецидивировать, то есть возникать снова. Обычно к этому приводят:

• гиперчувствительность кожи малыша;

• гиперчувствительность слизистой;

• аллергические реакции;

• изменения водно-солевого обмена;

• плохой стул;

• увеличенное количество аммиака мочи.

Атопические или себорейные дерматиты также могут служить причиной появления у младенца пеленочного дерматита. Если у малыша нарушены защитные (барьерные) свойства организма, то к указанному дерматиту присоединяются и прочие инфекции, например Candida. Она может вызывать молочницу на слизистых ребенка. Итак, подытожим, самые главные причины возникновения заболевания являются: неправильный уход и предрасположенность ребенка к дерматитам.

Как проявляется пеленочный дерматит?

Начинается данный дерматит с небольшого покраснения кожи в области паха, бедер и попки. Затем могут наблюдаться шелушение или пузырьки. В запущенных случаях имеется отек, язвочки и гнойники в указанных зонах. Необходимо внимательно следить за проявлениями кожи в зоне подгузника, и при любых отклонениях от нормы сообщать своему педиатру. Ведь, многие симптомы обычно связывают и с другими заболеваниями, например, покраснение вокруг ануса говорит о наличии в фекалиях избыточного содержания щелочи. У детей, находящихся на грудном вскармливании, такое встречается не часто. Не редко пеленочный дерматит происходит параллельно с себорейным или атопическим. При этом, помимо покраснений в зоне подгузника, имеются себорейные корочки на голове и мокнущие покраснения на щечках. Пеленочный дерматит может возникать снова и снова. Это зависит от многих факторов, таких как изменение питания, инфекции или даже метрологические изменения.

Кандидозный дерматит сопровождается гнойничковыми проявлениями и сильной опрелостью. Если в течение нескольких суток лечение не помогает, то можно предположить наличие у ребенка Candidaalbicans.

Прием врача

Нельзя допускать самолечения в подобных случаях. Ведь только опытный педиатр, даже без лабораторных исследований, способен оценить клиническую картину и поставить правильный диагноз. Помните, что чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем быстрее ваш малыш перестанет болеть и мучиться.

В нашей клинике педиатр проведет профилактическую беседу и поможет предотвратить появление пленочного дерматита. При наличии симптомов, вашему малышу будет оказана первая помощь и назначено грамотное лечение. При тяжелой форме заболевания, проведут ряд диагностических анализов и установят причину возникновения болезни.

Также в обязательном порядке малыша осмотрит аллерголог и, при необходимости, возьмет аллергопробы.