Герпетиформный дерматит

Герпетиформный дерматит или болезнь Дюринга - это дерматоз хронической формы с неизвестной этиологией. Проявляется заболевание красными высыпаниями на любых частях тела и может возникать у людей любого возраста. Данная патология имеет свойство рецидивировать. Период ремиссии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Подвержены болезни чаще всего представители сильного пола, но в медицинской практике описаны случаи, когда герпетиформным дерматитом болела вся семья.

Иногда при болезни Дюринга можно обнаружить (при помощи гистологического исследования) на внутренней поверхности тонкого кишечника небольшие изменения в виде ворсинок и утолщений. Эти проявления проявляются параллельно с наружными высыпаниями на теле пациента.

Симптомы герпетиформного дерматита

Герпетиформный дерматит обычно начинается с острой формы, то есть появляется сыпь, покраснения, волдыри и т.д. Но перед появлением первых высыпаний, у больного может подняться температура, начаться зуд, человек чувствует слабость, быстро утомляется, на коже может чувствоваться покалывания. Образовываться очаги поражения могут на любых участках тела, исключением являются ладони и подошвы ступней. Чаще всего покраснения наблюдаются в области внутренней части локтевого сустава, лопатках, плечах, пояснице и ягодицах. На ладонях при этом появляются большие (около 3 мм) пятна. Это пятна подкожного кровоизлияния. Их называют экхимозы или петехии.

При первых же симптомах заболевания необходимо обратиться за консультацией к специалисту. И хоть при течении данной болезни угрозы жизни не возникает, но установить диагноз и назначить лечение крайне необходимо.

Причины появления герпетиформного дерматита

В настоящее время считается, что причиной развития болезни является нарушение функции всасывания организмом определенных белков – глютенов. Эти белки находятся во всех злаках. То есть организм человека становится чрезвычайно чувствителен к клейковине, которая состоит из глютенов. Существует также теория, что к развитию болезни Дюринга приводят аутоиммунные составляющие, потому как между дермой и эпидермисом в зоне базальной мембраны обнаруживаются IgA-антитела.

Также, к герпетиформному дерматиту могут привести следующие причины:

• Воспалительные и хронические заболевания пищеварительной системы;

• Болезни печени;

• Аскаридоз;

• Онкологические новообразования;

• Лимфолейкоз;

• Повышенная чувствительность к галогенам.

У детей чаще всего заболевание является следствием перенесенных тяжелых инфекций.

Как проявляет себя болезнь?

Высыпания при болезни Дюринга имеют сходство с высыпаниями при герпесе, то есть такие же локализованные очаги поражения, волдыри и зуд. Внутри волдыря находится мутная или прозрачная жидкость. Мутное содержимое волдырей свидетельствует о присоединившейся инфекции. Пузыри лопаются и образуются маленькие ранки. Со временем ранки обрастают желтыми или коричневыми корочками, под которыми постепенно идет регенерация поврежденной ткани. Когда корочки сходят, на месте ранки наблюдается пигментация. В зависимости от разновидности сыпи на теле человека выделяют несколько форм болезни Дюринга:

• Полиморфная – основная форма;

• Герпесоподобная;

• Папулезная;

• Везикулезная;

• Уртикароподобная;

• Буллезная;

• Трихофитоидная;

• Экзематоидная;

• Строфулезная.

Последние три вида из вышеперечисленного списка относят к атипичному течению болезни. Бывает, что при рецидиве эрозии возникают на тех же местах, что и раньше, обычно на внутреннем сгибе суставов. Поэтому кожа на этих места более грубая и шелушащаяся. Герпетиформному дерматиту свойственно отсутствие высыпание на слизистых оболочках и на внутренних органах пациента. Угрозы здоровью нет, и пациент сталкивается скорее с косметической проблемой. В подростковом возрасте и у детей редко фиксируется острое течение болезни. При этом температура тела может подняться до 38 градусов Цельсия.

Если сделать лабораторный анализ содержащейся в волдырях жидкости, то можно обнаружить повышенный лейкоцитоз и эозинофилию. Большинство больных герпетиформным дерматитом чувствительны к йодиду калия. Употребление внутрь данного средства сразу же вызывает обострение заболевания. Однако многие пациенты никак не реагируют на галогены.

Людям, страдающим болезнью Дюринга, противопоказаны некоторые лекарственные средства, такие как: амидопирин, барбитураты и диафенилсульфан. Чтобы правильно поставить диагноз необходимо сделать гистологический анализ содержимого волдырей, также обязательно проводят иммунофлюоресцентную реакцию. Для лечения болезни Дюринга применяют кортикостероиды и препараты, входящие в сульфоновую группу.

Если пациенту в результате исследований диагностировали герпетиформный дерматит, то ему назначают комплексное обследование всего организма, так как это заболевание может быть следствием онкологических новообразований в организме. В таком случае, ставится диагноз дерматоз параонкологический.

Наш медицинский центр предлагает вам пройти осмотр у лучших дерматологов и аллергологов города. У нас имеются все необходимые условия для проведения качественной лабораторной диагностики и выбора правильного лечения.