Атопический дерматит. Симптомы

Атопический дерматит является тяжелой формой аллергического дерматита. Это заболевание наблюдается у пациентов, имеющих наследственную склонность к атопии. Помимо этого недуга, у таких больных могут возникать и некоторые другие атопические болезни, например, поллиноз или бронхиальная астма.

Особенности заболевания

Атопический дерматит имеет свойство постоянно рецитировать, то есть возникать снова и снова. Болезнь характеризуется повышенной концентрацией в клетках крови иммуноглобулина lgEи сезонностью. Обычно обострение заболевания приходится на осенне-зимний период года, а вот ремиссии наступают летом.

Ни в коем случае нельзя путать атопический дерматит с диатезом, так как диатез болезнью не является. Это определённая патология конституции ребенка, которая является причиной некоторых заболеваний. К таким заболеваниям относятся: аллергия, частая подверженность организма респираторным инфекциям и т.д.

Примерно 10-20% всех жителей нашей планеты страдают атопическим дерматитом. К сожалению, в последние годы процент возникновения заболевания увеличивается. С чем это связано?

Причины атопического дерматита

Причины, по которым растет заболеваемость данным дерматитом:

• Большое содержание вредных веществ (консервантов) и красителей в пище приводит к повышению уровня заболеваемости. Еще в материнской утробе ребенок получает значительное количество вредных веществ, так как многие беременные женщины не задумываются о том, какие продукты употребляют в пищу. Все это негативно сказывается на иммунитете ребенка;

• После появления ребенка на свет, его иммунитет продолжает формироваться. И если до рождения плацента выполняла функции защиты малыша, то после рождения иммунитет ребенка сталкивается напрямую со многими агрессивными факторами. Когда ребенок находится на грудном кормлении, то мать должна тщательно избирать свою пищу и соблюдать диету, так как, при несоблюдении диеты, с ее молоком в организм ребенка поступают вредные вещества, которые могут стать причиной атопического дерматита;

• Крайне негативно на иммунитет ребенка действуют фармакологический препараты, которые принимает беременная или кормящая женщина. Конечно, врачи не будут назначать лекарства без видимых на то причин и беременные женщины, к сожалению, также подвержены всем заболеваниям. И если уж во время беременности женщина чем-то заболела, то врачу придется назначить ей ряд определенных медикаментов, но это может также служить причиной появления у ребенка атопического дерматита;

• Нельзя не отметить и такую причину, как плохая экологическая ситуация, особенно в больших городах. Плохая экология подрывает иммунитет и делает организм подверженным всякого рода аллергиям.

Как проявляет себя атопический дерматит? Симптомы его таковы:

• Сухость кожи и шелушение;

• Отечность и покраснение пораженных участков кожи;

• Обязательно покраснение, отечность и обязательно зуд. Иногда зуд становится такой сильный, что пациент расчесывает пораженную зону до крови, что категорически запрещено делать, так как при этом можно занести инфекцию и произойдет нагноение раны. Естественно, такая картина только усугубит заболевание и затормозит его лечение;

• Гнойничковые высыпания на поверхности пораженной области (из-за попадания в ранки микробов);

• У детей, страдающих атопическим дерматитом, симптомами недуга у детей являются красная сыпь на щечках, краснота и сильный зуд в области сгибания суставов;

• Сезонность заболевания также является значимым симптомом, так как именно атопический дерматит при похолодании начинает проявляться, а уходят симптомы с потеплением на улице. Поэтому ремиссия обычно наблюдается весной-летом.
Факторы появления данной болезни

На сегодняшний день однозначная причина возникновения этой патологии не установлена. Предполагают, что атопический дерматит является полифакторной болезнью и возникает при стечении различных причин:

• Самым основным фактором считается предрасположенность на генетическом уровне;

• Гиперреактивность кожи также является причиной возникновения заболевания. Эта проблема происходит из-за нарушения биохимических процессов в коже;

• Очень часто причиной возникновения атопического дерматита у подростков или взрослых людей является стрессовая ситуация, которая способна спровоцировать рецидив болезни;

• Если родители страдают аллергией, то у их детей возникает риск развития атопического дерматита;

• Дым от сигарет негативно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому курение при ребенке не допустимо;

• Аллергены, которые находятся в продуктах питания, в бытовой химии и в парфюмерии;

• Изменение климатической ситуации проживания.

Существует несколько видов атопического дерматита:

• Экссудативная. Такой форме заболевания больше всего подвержены младенцы. Симптомами данной формы дерматита являются волдырники на щечках, которые со временем лопаются и на их месте образуются мокнутия. Затем мокнутия высыхают и появляются корочки. Характерной особенность являются отечность зоны поражения и эритемы;

• Эритематозно-сквамозная. При такой форме характерно появление одной большой эритемы, которая активно шелушится и сильно чешется;

• Эритематозно-сквамозная с лихенизацией. Лихенизация – это сыпь, приводящая к изменению пигментации и утолщению кожи;

• Лихеноидная. В данном случае будет наблюдаться достаточно большие пораженные участки серого цвета. Пораженные зоны покрыты корочками, зудят и шелушатся. Такая форма характерна подросткам и взрослым людям;

• Пруригоподобная форма свойственна взрослым людям. Это очень тяжелое хроническое заболевание с постоянными обострениями. Проявляется наличием на сгибах суставов маленьких узелков, которые сильно чешутся. Достаточно редкая форма заболевания.

Если у вас или у ваших близких обнаружились симптомы атопического дерматита, немедленно обращайтесь в специализированную клинику за помощью. В нашем медицинском центре опытные дерматологи и аллергологи окажут первую помощь и проведут диагностику заболевания. И помните, чем раньше будет назначено лечение, тем быстрее вы поправитесь!